ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Политика России в области государственной, общественной, экологической, техногенной, продовольственной национальной безопасности и устойчивого развития страны, адекватная внутренним и внешним условиям, реализуется в условиях трансформации системы государственного управления и постепенного перехода к долгосрочному стратегическому планированию. Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева 30 января 2010 года была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, в рамках которой впервые на законодательном уровне были установлены критерии продовольственной безопасности, их пороговые значения по основным видам продовольствия с учётом рекомендаций Продовольственной и сельскохозяйственной организации ФАО ООН; введено понятие рациональных норм потребления пищевых продуктов, экономической и физической доступности продовольствия; обозначены риски и угрозы, определены механизмы их минимизации. Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна — не менее 95%; сахара — не менее 80%; растительного масла — не менее 80%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85%; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — не менее 90%; рыбной продукции — не менее 80%; картофеля — не менее 95%; соли пищевой — не менее 85%. В 2005-2008 годах импорт продовольствия в Российскую Федерацию стабильно возрастал, увеличившись за этот период с 17,4 до 35,2 млрд. долларов США. В 2009 году наметилась тенденция к его снижению: ввоз в страну импортной сельскохозяйственной продукции и продовольствия снизился по сравнению с 2008 годом на 14,5%. Однако в 2010-2011 годах рост импорта возобновился, превысив на 3,5-4,3% уровень 2008 года. Доля отдельных видов импортируемых продуктов питания на данный момент немного превышает пороговые значения: мясо и мясные продукты (25-30%); молоко и молочные продукты (13-20%); сахар (20-25%); зерно и картофель (5-15%); растительное масло (20-25%). По зерну и картофелю мы уже сейчас полностью обеспечиваем внутренние потребности. По мясу и мясопродуктам к 2012 году планируется рост производства на 25%, в результате доля импорта может сократиться до 18%. Продовольственную безопасность России целесообразно рассматривать с двух позиций: безопасность для населения в целом и безопасность для крупных городов-миллионников, которые являются потребителями более 80% импортируемого продовольствия.
Для формирования продовольственных ресурсов страны на базе продукции отечественного производства, обеспечивающих потребности населения страны в безопасной сельскохозяйственной продукции, реализуются системы мониторинга состояния продовольственной безопасности, развития инфраструктуры и логистического обеспечения аграрного рынка, совершенствуется таможенно-тарифное регулирование. В Доктрине продовольственной безопасности РФ государство возлагает на себя функции предотвращения нарушения системы обеспечения граждан продуктами питания при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. Для этих целей имеется система государственного резерва стратегического запаса продовольствия, обеспечивающая продовольственную независимость Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения.
За период 2000-2011 годов значительно возросла покупательная способность граждан со средним уровнем доходов по всем основным продуктам питания. В частности, по муке пшеничной и крупам – в 3,4 раза, маслу подсолнечному – в 3,3 раза, хлебу и булочным изделиям из пшеничной муки – в 3,2 раза, сахару-песку – в 2,7 раза, маслу животному – в 2,7 раза, говядине, картофелю – в 2,5 раза, молоку питьевому – в 1,6 раза. Сфера товарного обращения, обеспечивает свыше 45% от общего поступления в домашние хозяйства Российской Федерации картофеля, 65% — овощей и бахчевых культур, более 80% — фруктов и ягод, 86% — яиц, 90% — мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, 93% — рыбы и рыбопродуктов, сахара, 99% — хлеба и хлебных продуктов, масла растительного. Наиболее слабым звеном в сфере товарного обращения сельскохозяйственной, рыбной продукции, сырья и продовольствия является инфраструктура и логистика товародвижения. Рост потребительских цен на продукты питания в 2010 году и в январе-августе 2011 года заметно ускорился по сравнению с 2009 годом, что было обусловлено сочетанием ряда неблагоприятных факторов (засуха и снижение объемов производства и предложения продукции растениеводства, рост цен на мировом продовольственном рынке и др.). В декабре 2010 года индекс потребительских цен на продовольственные товары составил к декабрю 2009 года 112,9% , в среднем за январь-август 2011 года — 107,2%.
Остро стоит проблема рационального использования земельных ресурсов. Ежегодно в России выводится из оборота более двух миллионов гектаров пахотных земель. Происходит деградация значительных площадей земель сельхозназначения, в том числе крупных площадей неиспользованных земель, что вызывает агроэкологические риски. Сельскохозяйственные угодья, выбывшие из оборота за последние 15 лет, составили более 15 млн. гектаров, более 56 млн. гектаров пашни характеризуются низким содержанием гумуса. Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем в Российской Федерации составил 0,52 тонны на гектар. Вносимые дозы минеральных и органических удобрений не компенсируют потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв. Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения является естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли и имеет важное природоохранное значение. Наибольшую опасность представляет эрозия почв сельскохозяйственных земель. Доля эрозийных сельхозугодий составляет более 60% их общей площади, в том числе пахотных – 40%. Из имевшихся в России к концу 90-х годов 11,3 миллиона гектаров мелиорированных земель за последние годы вышло из оборота более 2 млн. га, в удовлетворительном состоянии на сегодняшних день находится около 5,0 млн. га. Это уже привело не только к существенному недобору урожая, но и развитию на них деградационных процессов. Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы и на период до 2012 года» предусматривает за период 2011-2012 годы увеличение объемов внесения в почву минеральных удобрений в субъектах Российской Федерации с возмещением на цели Программы части затрат (до 30 %) за счет средств федерального бюджета; создание лесных насаждений на площади 192 тыс. гектаров с обеспечением защиты 2,3 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий; вовлечение в интенсивный сельскохозяйственный оборот до 37 тыс. гектаров земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС; ввод площадей орошаемых и осушенных земель. В соответствии с передовым мировым опытом таких стран как США, Канада и Германия, Российская Федерация в целях объективного анализа состояния сельскохозяйственных угодий использует классификацию почв по классам пригодности для сельскохозяйственного производства, которая может использоваться для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с используемой Министерством сельского хозяйства классификацией ранжирование пахотных земель в Российской Федерации осуществляется по классам пригодности почв для сельскохозяйственного производства и возможной потенциальной урожайности. В каждом классе пригодности почв предусматриваются 4 разряда с соответствующими интервалами. Указанный индикативный показатель является интегральным выражением, характеризующим состояние плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Реализация мероприятий Программы позволит полнее реализовать потенциал и возможности земель сельскохозяйственного назначения, добиться роста урожайности сельскохозяйственных культур и увеличения кормовой базы животноводства благодаря более полному использованию ресурсных возможностей почв. При реализации мероприятий Программы предполагается к 2013 году увеличить разрядность почв на 1,5 — 0,5 разряда. Это обеспечит прирост урожайности на 3 центнера с гектара для I и II классов почв, 2 центнера с гектара для III и IV классов почв и на 1 центнер с гектара для V класса почв, а также позволит получить дополнительно не менее 100 млн. тонн сельскохозяйственной продукции (в зерновом эквиваленте). Включение в Программу объектов реконструкции, государственным заказчиком которых является Федеральное агентство водных ресурсов, обеспечивает комплексный подход к решению проблем отдельных регионов по комплексному и рациональному использованию и охране водных ресурсов, сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и рациональному их использованию. Проведение водоохранных мероприятий в рамках Программы позволит вернуть в естественный водооборот до 8 куб. километров воды. Реализация этих мероприятий обеспечит к 2013 году производство продукции сельского хозяйства в объемах, соответствующих стратегическим направлениям развития агропромышленного комплекса Российской Федерации, и позволит достигнуть запланированных целевых индикаторов: предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота 5,6 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий; вовлечение в сельскохозяйственный оборот 3,2 млн. гектаров неиспользуемых сельскохозяйственных угодий; ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель 397 тыс. гектаров; внесение в почву минеральных удобрений 15,8 млн. тонн; защита 158,7 тыс. гектаров земель от водной эрозии, затопления и подтопления; защита и сохранение 585 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания.
Организация и проведение мониторинга качества пищевых продуктов в Российской Федерации осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Положением о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровье населения. Он проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и здорового питания населения, а также для разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественной и опасной пищевой продукции. Разработана и внедряется система управления безопасностью пищевых продуктов (НАССР), которая используется в Российской Федерации в основном предприятиями — производителями пищевой продукции. Эта система обеспечивает контроль на всех этапах пищевой цепи, любой точки процесса производства, хранения и реализации продукции, в которых могут возникнуть опасные ситуации. В России применение этой системы регламентировано Национальным стандартом Российской Федерации, который идентичен международному стандарту ISO 22000:2005.
Обеспечение продовольственной безопасности страны сопряжено с рисками и угрозами, которые могут существенно ее ослабить. Это макроэкономические, природные и техногенные, технологические, агроэкологические, социальные, торгово-экономические и политические риски. Страхование рисков является эффективной мерой поддержания сельского хозяйства. Наиболее важным страховым продуктом является субсидируемое страхование урожая от множественных рисков (СУМР). Если принимать во внимание только засуху, то индексное страхование от убытков в результате неблагоприятных погодных условий может точно и целенаправленно удовлетворить связанную с этим потребность при наличии достаточного объема статистических погодных данных. Хеджирование цен на сырьевые товары возможно рассматривать как инструмент, который в будущем можно использовать для защиты от снижения цен. Реализуются меры по оптимизации страховых тарифов, повышения доли государственной поддержки в выплате страховых премий, формирования фонда для критических случаев гибели урожая и скота. Для обеспечения продовольственной безопасности предстоит решать одновременно несколько взаимосвязанных и весьма капиталоемких задач, обозначенных в Доктрине продовольственной безопасности в качестве стратегических: осуществить технико-технологическую модернизацию сельского хозяйства и пищевой промышленности, а так же сферы производственного обслуживания АПК; сформировать кадровый потенциал отрасли, способный использовать инновационные технологии; провести масштабные работы по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях, увеличив площадь посевов примерно на 25-30 млн га; создать современную социальную инфраструктуру сельских территорий (жилье, дороги и др.); совершенствовать систему ценообразования на сельскохозяйственную продукцию; провести агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв пахотных угодий, сенокосов, пастбищ; осуществить эрозионно-охранные, агрохимическсие и агролесомелиоративные мероприятия, способствующие сохранению почв сельскохозяйственных угодий, повышению их плодородия, рационального использования водных ресурсов и внедрению энерго- и трудосберегающих методов производства сельскохозяйственной продукции; провести рекультивацию антропогенно-загрязненных почв; сделать меры государственной поддержки отрасли более доступными для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом необходима комплексная оценка потребности в инвестициях и источниках их покрытия, так как именно инвестиционные ограничения наряду с экономическими условиями являются основными факторами, сдерживающими развитие АПК.