Аннотация: В статье рассматривается представленность почвоведения в видео формате на YouTube – самой популярной онлайн медиа-платформе. Изучается переход онлайн медиа от чисто развлекательных к образовательным, научно-популярным и исследовательским целям. Анализируется наиболее популярные научные и научно-популярные youtube-каналы в сравнении с каналами почвенной и аграрной тематики. На основе анализа поисковых запросов, оцениваются текущая ситуация и потенциал русскоязычных youtube-каналов.


Введение

Самый популярный в мире видеохостинг YouTube все глубже входит в нашу жизнь: даже самые консервативные традиционные СМИ уже открыли свои “видеозеркала” на этой платформе (например, Первый канал, НТВ). Меняется структура образовательных программ ВУЗов – институты выкладывают лекции и видеоуроки в открытый доступ (Оксфорд, Гарвард, Массачусетский технологический университет, МГУ им. М.В. Ломоносова и др.). YouTube активно осваивают и в «почвенном» сообществе – и это не только научные и учебные коллективы; сегодня многие агрокомпании активно продвигают свою продукцию через видео, фермеры открывают каналы, где показывают как обустроен быт их хозяйств, делятся видеосоветами по возделыванию своих грядок огородники. И это только начало – общее количество пользователей YouTube уже перевалило за миллиард [1], что составляет около трети всех пользователей интернета, в том числе около 50 млн пользователей YouTube в России (рис. 1); 8 из 10 людей в возрасте от 18 до 49 лет смотрят видео на платформе минимум раз в месяц [2].

Рис. 1. Распределение пользователей YouTube по странам в 2016 г., % [3]


Почему
YouTube стал популярен?

Установлено, что 70% миллениалов из США (людей, рожденных в период 1981-2000 гг.) смотрят видео на YouTube, чтобы изучить вопрос, который их интересует. “Новое поколение” зачастую предпочитает обретать знания с помощью видео, а не при помощи традиционных текстовых ресурсов – книг, статей на веб-сайтах и проч. Сегодняшняя молодежь делает выбор – учебного заведения, профессии, работы, основываясь на видео отзывах и дискуссиях под видео на платформе, к которой они привыкли буквально с рождения. Результаты социологического исследования, в котором приняли участие 1901 человек в возрасте от 21 до 36 лет из США, показали, что когда люди хотят научиться чему-то новому, они в 2,7 раз чаще обращаются к видео на YouTube, чем открывают учебник или книгу [2].

Почему же YouTube стал так популярен? Чем он завоевал сердца пользователей? Во-первых, эта саморазвивающаяся платформа, где весь видео контент (содержимое) создается самими пользователями – каждый человек может создать свой канал, записать видео и опубликовать его для всеобщего просмотра. Нет входных ограничений по языку, типу, формату, длине и размеру видео и единственное условие для успешной публикации ролика – это соблюдение принципов сообщества YouTube (запрещен оскорбительный контент, спам, и проч.). Авторский контент может защищаться лицензией на использование, что предупредит копирование и неправомерное использование материалов. Во-вторых, пользователи не только участвуют в создании роликов, но так же могут вести открытую дискуссию в секции комментариев под каждым видео – в реальном времени задавать вопросы и получать ответы как от сообщества, так и от авторов [4].

Прогресс в информационных технологиях (ИТ) и большие финансовые вложения в развитие YouTube создали уникальные условия для пользователей платформы:

  • загрузка видео неограниченного объема;
  • загрузка неограниченного количества видео;
  • возможность загрузки и просмотра видео в высоком качестве с использованием новейших технологий видеосъемки (4K, 360°, 3D, Virtual Reality и т.д.);
  • возможность загрузки и просмотра видео и комментариев с разных технических устройств, подключенных к интернету (ПК, планшеты, смартфоны);
  • обновление видео и комментариев в реальном времени.

На лавинообразный рост популярности YouTube в мире повлияло общее развитие ИТ и усиление их мобильной составляющей – появление и повсеместное распространение смартфонов со встроенной видеокамерой, позволило буквально каждому человеку получить быстрый доступ в интернет не только из дома, но и в дороге, в очереди, в кафе, в парке; вести прямой диалог с авторами и зрителями интересных видео; самому записывать видео с места событий или даже вести прямую трансляцию. Все больший процент видео на YouTube снят на камеру в смартфоне, и по популярности они зачастую превосходят видеоролики, созданным съемочной группой. Это объясняется спецификой аудитории, которая предпочитает смотреть в интернете «живые» видео в новых форматах и жанрах, в противовес традиционной «глянцевой» (и от этого неестественной) картинке из телевизора.

При этом YouTube может рассматриваться не только как видеосервис, но и как новое социальное медиа и полноценная социальная сеть наряду с Facebook, Twitter, Instagram, Vkontakte и др. Новостные выпуски распространяются в YouTube намного быстрее, чем через традиционные медиа, разносторонняя открытая дискуссия под видео добавляет ценность медиа сообщению – зрители активно взаимодействуют с контентом (комментарии, рейтинги, голосования и проч.), а не только пассивно просматривают ролики; это повышает вовлеченность и лояльности аудитории. Канал на YouTube по сути похож на страничку в других социальных сетях – у автора есть имя, «аватар» канала (личное изображение пользователя – фото или иллюстрация), история его просмотров, уведомления о новых комментариях и видео, список подписок на интересующие каналы, есть личные сообщения, плейлисты (списки произведения), можно публично ставить лайки (выражение одобрения) и дизлайки (выражение неудовольствия), тем самым повышать или понижать рейтинг видео или сообщения. Крайне высокая конкуренция между каналами приводит к постоянному повышению качества видео, как в визуальном, так и в содержательном смысле, что обуславливает все больший интерес пользователей к этой платформе.

По оценкам экспертов, к 2020 г. более половины жителей Земли будут иметь быстрый доступ в интернет [5], что сделает применение платформы еще более обширным, а использование онлайн видео станет практически повсеместным.


Использование
YouTube в научно-образовательных целях

Несмотря на то, что видео с YouTube уже не первый год используются в научных и образовательных кругах, а многие учителя и работники высшего профессионального образования, ученые, научно-исследовательские группы и институты создали и ведут свои YouTube каналы (см. след. главу), не так много исследовательских работ посвящены анализу научных видеоматериалов [6] и их систематизации [7], оценке эффективности YouTube как медиа инструмента [8,9]; и экспериментального оборудования [10,11], а также выработке рекомендаций по оптимизации научного видеоканала [12,13].

Более 10 млн видео на YouTube относятся к категории «образование», большая часть из них загружена учителями, преподавателями ВУЗов, научными сообществами и лабораториями [14]. Медиа сопровождение учебного процесса повышает усвоение материала и позволяет большему количеству учащихся дольше оставаться вовлеченными в лекцию, что показано в исследовании американского педагога, задавшегося вопросом «Почему студенты так хорошо запоминают то, что увидят по телевизору, и забывают то, что услышали на лекции?» [15].

Основные способы использования видеосервиса в образовательных целях:

  • видео как иллюстрация концепции или теории;
  • видео с практическим примером применения теоретических знаний;
  • видео, показывающее веселый аспект научного знания;
  • использование плейлистов, куда добавляются видео, рекомендованные к просмотру после занятия;
  • интерактивные видео с опросами, голосованиями, играми;
  • запись домашних заданий на видео, которые каждый студент может просмотреть из дома;
  • запись видео лекций для будущего просмотра и многое другое.

Таким образом, многогранность YouTube дает возможность рассматривать его и как научно-образовательная платформу или Массовый открытый онлайн-курс (МООК) – аналог Coursera, Khan Academy, MIT OCW, Open edX, Udemy и др.

Суть МООК заключается в том, что это онлайн-площадка, на которой выкладываются полноценные интерактивные курсы лекций и практикумов ведущих ВУЗов мира по различным предметам, и каждый желающий может пройти этот курс [16]; в некоторых случаях есть возможность получить сертификат или диплом об успешном окончании курса. Поскольку МООК основаны на идее всеобщего доступа к информации и распространения знаний через интернет, то большая часть образовательных программ находится в открытом бесплатном доступе. YouTube наряду с другими специализированными площадками открывает широкие возможности дистанционного образования.


Анализ научных и научно-популярных каналов почвенной тематики

Канал на YouTube может принадлежать как конкретной организации (университету, школе, лаборатории), так и отдельному человеку или группе лиц – научному коллективу или сообществу по интересам (табл. 1). Каналы бывают как узкопрофильные, например, канал AgroPrognoz, выпускающий предметные видео по агротематике и почвоведению, так и более широкого профиля – например, канал факультета почвоведения МГУ, где помимо почвенной тематики освещается также студенческая жизнь, выходят интервью с сотрудниками и проч. Также есть каналы еще более общие – например, научно-популярный канал TEDx Talks выпускает разнообразные научно-популярные видео от социологии и экономики до полета человека на Марс, среди которых есть и видео о почвах и почвоведении, набравшее 65 тыс. просмотров («Soil – from dirt to lifeline»).

Таблица 1.
Наиболее популярные каналы в категории «Наука и Технологии» в 2017 г.

Название научных каналов Число подписч.,
тыс.
Название каналов университетов Число подписч.,
тыс.
Название научпоп каналов Число подписч.,
тыс.
BostonDynamics 475 MIT OpenCourseWare 1,300 Vsauce 12,484
NASA Goddard 400 Stanford 665 TED 7,991
NASA.gov Video 125 Stanford Graduate School of Business 497 AsapSCIENCE 6,982
CERN 80 Harvard University 490 CrashCourse 6,561
Brookings Institution 39 Berklee College of Music 370 TechRax 5,770
SETI Institute 32 Massachusetts Institute of Technology 275 SmarterEveryDay 5,158
CSIRO 12 Carnegie Mellon University 48 What’s Inside? 4,968
Science and Technology Facilities Council 8 Grand Canyon University 21 SciShow 4,487
Argonne National Laboratory 7 Unopar 20 Veritasium 4,393
DSM 4 Anhanguera Educacional 17 Minutephysics 4,017

Почвоведение наряду с другими науками довольно активно развивается в набирающем популярность онлайн медиапространстве: рост аудитории 50% за последние 3 года, среднее количество просмотров к видео в категории «Наука и технологии» – 6638, средняя сессия (время пребывания на платформе за одно посещение) – 40 мин., при этом 70% трафика идет через мобильные устройства (планшеты, смартфоны) [17]. Так как YouTube – это место, где каждый желающий может найти видеоответ практически на любой вопрос, и в связи возрастающей востребованностью научно-популярных видео, отдельные ролики почвенной тематики набирают от нескольких сотен тысяч до 1 млн  просмотров (“Layers of Soil for Kids”). Общее количество видео по запросу «Soil Science» перевалило за 900 тыс.; при этом, русскоязычный сегмент показывает серьезное проседание в этом плане – по запросу «Почвоведение» находится всего 800 видео. Эта колоссальная разница подтверждается и динамикой актуальности поисковых запросов в аналитической системе “Google Trends” (рис. 2).

Рис. 2. Доля запросов в русскоязычном и англоязычном сегментах YouTube за 5 лет, % (Google Trends)

При этом русскоязычный сегмент YouTube является одним из наиболее популярных и быстроразвивающихся в мире (рис. 3). Онлайн-видео перегоняет каналы российского телевидения по охвату аудитории, и благодаря растущему интересу пользователей к платформе сайт YouTube.com стал четвертым по посещаемости в рунете после Google.com, Yandex.ru и Vkontakte.ru. Ежемесячно более 12 млн человек через платформу YouTube генерируют 13% от всего публичного контента в интернете [18]. Существует более 20 000 российских каналов и их количество постоянно растет. Основная тематика русскоязычных каналов относится к категориям «Развлечения» (35%) и «Компьютерные игры» (15%); каналы из категории «Наука и технологии» составляют 6%.

Рисунок 3. Динамика роста числа пользователей YouTube в России и в мире 2004-2017 гг., % (Google Trends)

Любопытно, что из 800 видео по запросу «почвоведение» в русскоязычном сегменте YouTube большая часть представлена любительскими видео студентов, фермеров, дачников, заснятые на смартфон и повествующие о повседневной жизни людей, так или иначе связанных с почвоведением. Есть небольшое количество профессиональных анимационных фильмов о почвах, лекции преподавателей ведущих ВУЗов, интервью и видео с тематических симпозиумов, конференций, форумов и других мероприятий. Два из трех самых популярных на данный момент материала по ключевому слову “почвоведение” принадлежат каналу AgroPrognoz, среди научно-популярных фильмов в русскоязычном сегменте по просмотрам лидирует канал факультета почвоведения МГУ.

Проанализировав поисковую выдачу по нескольким ключевым запросам («почва», «почвоведение», «почвовед») мы вынуждены констатировать, что на русскоязычном YouTube, в отличие от англоязычного, очень мало качественных материалов о почвах и почвоведении. Есть несколько тематических каналов, которые показывают “вести с полей”, систематически публикуют образовательные и познавательные материалы (табл. 2), но в полной мере обеспечить потребность в научно-популярном контенте на русском языке они пока не могут.

Таблица 2.
Самые популярные YouTube каналы по почвоведению в 2017 г.

Название YouTube канала Количество подписчиков
AgroPrognoz 1570
Факультет Почвоведения МГУ 264
РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева 225
ВНИИЗиЗПЭ 45
Vasiliy Dokuchaev 11

Есть еще каналы смежной тематики – аграрные, о сельхозтехнике и проч. («Фермер», «Крестьянин», «Технический», «СельхозТехника ТВ», «Валерий Медведев», «Будни Тракториста» и т.д.). Агротематика более общая, чем почвоведение, и ролики по сельскому хозяйству зачастую набирают в разы большее количество просмотров как в русскоязычном, так и в англоязычном YouTube (например, видео «The Agricultural Revolution», опубликованное каналом CrushCourse в 2012 г., просмотрели уже более 8 млн раз). Поскольку аграрная тематика включает в себя в первую очередь видео по ведению фермерского хозяйства, содержанию сельскохозяйственных животных, технологиям тепличного строительства, обслуживанию сельхозтехники и только косвенно касается вопросов почвоведения в прикладном аспекте, то этот сегмент не может стать источником качественных профессиональных видеоматериалов о почвах. При этом, потребность в представленности почвоведения как научной дисциплины в YouTube становится особенно острой в связи высокой онлайн-активностью тысяч пользователей – от школьников и студентов, фермеров и дачников, до работников агросектора и управленцев самого разного уровня.


Заключение

Русскоязычный сегмент почвоведение на YouTube развит слабо и требует большего внимания со стороны научного сообщества. В данном направлении активно развивается созданный в 2014 г. научно-популярный видеопроект http://youtube.com/Agroprognoz [19], который за три года своего существования превратился в крупнейший канал почвенной тематики на русском языке, объединяющий более 1500 пользователей; в то же время большинство крупных коммерческих агропредприятий, обладающих большими финансовыми ресурсами, имеют каналы со сравнимо меньшей аудиторией. Это связано с тем, что создание и развитие канала на YouTube является весьма нетривиальной задачей, требующей внимательного подхода к деталям, выпуска релевантных видеоматериалов и выстраивания продуктивной коммуникации с аудиторией.

Литература

  1. YouTube for Press – Statistics in numbers, 2017. URL: https://www.youtube.com/intl/en-GB/yt/about/press/
  2. Anderson M. Why Millennials Don’t Deserve the Bad Rap They Get // Google / Ipsos Connect, 2017. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/en-ca/consumer-insights/millennials-youtube-consumer-insights-marketing/
  3. Countries with the most YouTube users as of May 2016. URL: https://www.statista.com/statistics/280685/number-of-monthly-unique-youtube-users/
  4. Рыбальский Н. Н., Долгинова В. А. Медиатехнологии в почвоведении // XXII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2015»: Секция «Почвоведение». – М.: МАКС Пресс, 2015. – С. 185–186.
  5. Khan F. Mobile Internet from the Heavens // Preprint at Arxiv.org – 2015. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1508/1508.02383.pdf
  6. Gilroy M. The Education Digest; Ann Arbor 75.7 (Mar 2010) – Pp.18-22. URL: 93d9c7706919e2e7a6c5ab4141be67b0.pdf
  7. Kousha K., Thelwall M., Abdoli M. The role of online videos in research communication: A content analysis of YouTube videos cited in academic publications // J. Am. Soc. Inf. Sci. Tec. 63, 2012 – Pp.1710–1727.
  8. Zink M., Suh K., Gu Y., Kurose J. Watch Global, Cache Local: YouTube Network Traffic at a Campus Network – Measurements and Implications // Computer Science Department Faculty Publication, 2008. – Series. 177. URL: http://scholarworks.umass.edu/cs_faculty_pubs/177
  9. Jamwal N.R., Kumar S.P. Maintaining the social flow of Evidence-Informed palliative care: Use and misuse of YouTube // Indian J. Palliat. Care, 2016. V. 22 – Pp.104-7. URL: http://www.jpalliativecare.com/text.asp?2016/22/1/104/173945
  10. Rabinovich M. Raised On YouTube: Cultural Data Materialization Using Plants // Leonardo, 2016. 49, Iss. 4. – Pp.342-349. URL: https://goo.gl/GkfKDh
  11. Michelsen N., Dirks H., Schulz S., Kempe S., Al-Saud M., Schüth C. YouTube as a crowd-generated water level archive // Science of The Total Environment, 2016. V. 568. Pp. 189-195. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0048969716311482
  12. Abisheva A., Garimella V.R.K., Garcia D., Weber I. Who watches (and shares) what on YouTube? And when? Using Twitter to understand YouTube viewership, 2013. – arXiv preprint arXiv:1312.4511. Available at: http://arxiv.org/pdf/1312.4511.pdf
  13. Dustin J. Welbourne, Will J. Grant – Science communication on YouTube: Factors that affect channel and video popularity // Public Understanding of Science, 2015. V. 25. Iss. 6. Pp. 706-718.
  14. Hicks K. The Teacher’s Guide to Using YouTube in the Classroom, 2015. URL: http://www.edudemic.com/youtube-in-classroom/
  15. Willingham D. T. Why Don’t Students Like School? – San Francisco: Jossey-Bass, 2009. – 165 p.
  16. Kaplan A.M., Haenlein M. Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster // Business Horizons, 2016. V. 59. Iss. 4. Pp. 441-450. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S000768131630009X
  17. Basic YouTube Statistics, 2017. URL: https://expandedramblings.com/index.php/youtube-statistics/#.WeUISVu0PX4
  18. Статистика русского Youtube за 2016 год, URL: https://ru.epicstars.com/youtube-statistic/
  19. Долгинова В. А., Рыбальский Н. Н. Агробиржа в России: состояние и проблемы // Использование и охрана природных ресурсов в России, 2016. № 1. – С. 29-33.

Ключевые слова: ютуб, youtube, канал, видео, почвоведение, почва, почвовед, медиа, интернет, популяризация почвоведения, научно-популярный, видео о почвах, онлайн лекции, дистанционное обучение, влог, социальные медиа, образование.