В основе современного государственного регулирования внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции лежит Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная указом Д.А. Медведева 30 января 2010 года. В рамках Доктрины впервые на законодательном уровне были установлены критерии продовольственной безопасности, их пороговые значения по основным видам продовольствия. Базовым критерием для оценки состояния продовольственной безопасности является доля отечественной сельхозпродукции в общем объеме внутреннего рынка соответствующих продуктов.

В 2005-2014 гг. импорт продовольствия в Российскую Федерацию возрастал, увеличившись за этот период с 17 до 38 млрд. долларов США. Около половины объема российского импорта продовольствия на сумму 10-12 млрд. долларов США составляют продукты, которые в России не могут производиться в должном объеме из-за климатических факторов. Это чай, кофе, какао, пальмовое масло, орехи, некоторые тропические фрукты и ягоды.

Перед российскими производителями была поставлена задача к 2020 г. довести удельный вес отечественной продукции на внутреннем рынке до следующих критических значений: зерна — не менее 95%; сахара — не менее 80%; растительного масла — не менее 80%; мяса и мясопродуктов (пересчет на мясо) — не менее 85%; молока и молокопродуктов (пересчет на молоко) — не менее 90%; рыбной продукции – не менее 80%; картофеля — не менее 95%; соли пищевой — не менее 85%. [1]

По зерну и картофелю уже сейчас полностью обеспечиваются внутренние потребности. По остальным видам продовольственных товаров объем импорта за первые 7 месяцев 2014 г. превышал установленные пороговые значения на 15-20%. После введения продовольственного эмбарго 6 августа 2014 г. объем импортных продовольственных товаров уменьшился на 4,1 млрд. долларов США (мясо и мясопродукты, молоко, сыры, овощи, орехи и др.), обостряя необходимость аграрного импортозамещения.

После повышения ключевой ставки Центробанком в конце 2014 г. Правительство серьёзно переработало Госпрограмму развития сельского хозяйства, чтобы сделать кредитные ресурсы для аграриев более доступными за счет субсидирования на возмещение до 15% кредитной ставки (фактическая кредитная ставка составит 8-11%). На реализацию Госпрограммы в текущем году предусмотрено более 185 млрд. руб. [2]

Ключевой сдерживающий фактор быстрого аграрного импортозамещения — это зависимость российских производителей сельхозпродукции от импортного оборудования и запчастей, поставок импортных комбикормов, ветеринарных препаратов и других средств агропроизводства, не имеющих российских аналогов по объему и качеству. В первые месяцы 2015 г. за счет внутренних ресурсов выросло отечественное производство скота и птицы на 7%, молока — на 2%, российского сыра — на 35%.

Список литературы:

1) Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации,

URL: http://text.document.kremlin.ru/document?id=12072719&byPara=1&sub=14

2) Государственная Программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 гг.»,

URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm